Хибины
9 июля 2004
года четверг
На
этот день мы запланировали изучение
окрестных мест. После завтрака и
небольшого совещания решаем начать
путешествие со знаменитого Полярного
ботанического сада. Не имея точных его
точных координат, справляемся у
девушки - дежурного администратора, как
нам лучше проехать. Получив общую
информацию, что надо двигаться в
направлении рудника имени Кирова,
отправляемся в путь.
По асфальтовой дороге покидаем город
и довольно быстро достигаем развилки
дорог перед искомым рудником и рабочим
поселком. На перекрестке ошибочно
поворачиваем на поселок. Покрутившись
и ничего не найдя, возвращаемся назад.
Пробуем повернуть на дорогу идущую
непосредственно к руднику. По пути
спрашиваем у встречного прохожего о
ботаническом саде. Выясняется, что
поворачивать на развилке надо было
налево и дальше ехать в направлении
профилактория. Опять возвращаемся и
наконец выбираем правильный путь.
Вид поселка вызвал смешанные чувства.
С одной стороны работающий рудник. С
другой стороны я впервые увидел
покинутые пятиэтажки с заколоченными
окнами. Избыток рабочей силы. Рудник
этот один из самых старых. Апатитовую
руду здесь добывают закрытым способом
в шахте, пронизывающей прилегающую
гору. При этом часть горного склона как
будто срезана. На срезе хорошо видны
лежащие в недрах пласты бело-черных
апатито-нефелиновых минералов, давших
жизнь окрестным городам и поселкам.
Итак
по указанному нам пути выезжаем к
вполне пристойному корпусу
профилактория объединения "Апатит".
Перед этим слева замечаем ворота
Ботанического сада. Но дорога идет
дальше, и мы решаем ее исследовать.
Почти сразу асфальт переходит в
хорошую укатанную грунтовку, идущая по
горной долине. Навстречу то и дело
попадаются груженые самосвалы. Через
некоторое время минуем левый поворот
на озеро Малый Вудъявр. По мосту
пересекаем бурную речушку с названием
Вудъяврийок и дальше едем вдоль ее
берега, что справа от нас. По сторонам
величественные горы. Наконец достигаем
еще одной развилки.
Дорога, по которой ходят самосвалы,
удаляется вправо и вверх в горы. Где-то
там видимо находится карьер. Мы же
съезжаем влево и останавливаемся перед
бродом через Вудъяврийок. Дорога за
речкой идет дальше по долине. Закрываем
машину и по поросшему кустарниками
склону забираемся вверх. После подъема
оказываемся на относительно ровной
площадке у подножия скал. У них
характерная для Хибин особенность -
плоские сглаженные вершины. Это следы
прошедшего когда-то здесь ледника.
Кустарник, произрастающий внизу
сменяется лишайником.
Слева небольшая ложбина. На
возвышенности за ней наблюдаем группу
альпинистов, подбирающих площадку для
лагеря. Справа живописная горная
долина. По ощущениям мы поднимались
совсем немного, а машина внизу уже как
спичечная коробка. Решаем продвинуться
немного вправо по склону в направлении
снежного пятна, лежащего в небольшом
углублении. От открывшихся видов
захватывает дух. Пройдя небольшое
расстояние, упираемся в широкую полосу
камней, похожую на стекающую вниз
каменную реку. Вероятно это следы
камнепадов. Преодолевать это
препятствие неуютно и боязно, тем более,
что мы значительно удалились от машины.
Поэтому спускаемся вниз.
Возвращаемся к Ботаническому Саду.
Немного не доехав о него,
останавливаемся. Паркуем машину на
площадке недалеко от профилактория и
идем смотреть этот заполярный объект
Академии Наук. По асфальтовой дорожке
заходим внутрь и дальше следуем
указателям. Общее впечатление - очень
ухоженный парк у подножия гор. Бурная
горная речка. Довольно высокие для этих
мест деревья и густая растительность.
Кое-где у растений информационные
таблички. На пути попадаются оранжереи.
Но вход туда только с экскурсиями.
От некоторых теплиц остались лишь
развалины - напоминание о скудном
финансировании фундаментальной науки.
Печально. Хочется сказать большое
спасибо людям, работающим здесь и в
меру своих сил поддерживающих это
хозяйство. Кстати, здесь же находятся и
жилые двухэтажные дома обслуживающего
персонала.
Подгоняемые несметными полчищами
комаров и начавшимся дождем мы
ускоряем свой ход. Вскоре выходим к
озеру Большой Вудъявр, на другом берегу
которого Кировск. Тут же справа
живописным утесом возвышается
очередная скала. Немного постояв у воды,
идем к выходу.
По пути в гостиницу делаем остановку
и осматриваем центральную часть города
. Обнаруживаем, что-то вроде городского
центра отдыха, в котором есть даже
боулинг. Рядом главная цивильная
гостиница с припаркованными рядом
роскошными джипами. Сюда с собакой нас
явно не пустят. Найдя только интернет-кафе
без кулинарии, закупаем кое-что из
продуктов в уже разведанных магазинах
и едем обедать в гостиницу. В летний
период гостиничный пищеблок
обслуживает исключительно приезжающих
на экскурсии школьников, поэтому
питаемся в номере. С помощью кипятка
готовим быстрые блюда (в основном
картофельное пюре). Небольшой перекус,
час отдыха и новая экскурсия.
На этот раз собираемся посмотреть еще
один горнолыжный центр, указатель на
который мы видели по пути в Кировск.
Кроме того хотим проехаться по дороге в
направлении рудников восточных Хибин.
Ориентируемся по карте и
предполагаем, что горнолыжный центр
находится где-то за горой
Айкуайвенчорр. Эту гору мы наблюдали,
гуляя по городскому парку. По ее склону
как раз проложены городские
горнолыжные трассы.
Выезжаем, за железнодорожным мостом
делаем поворот налево, потом еще один
левый поворот. Поднимаемся в гору и
оказываемся перед закрытым шлагбаумом.
Разговариваюсь с вышедшим из будки
охранником. По его словам дорога идет
на рудник и поэтому из соображений
безопасности перекрыта. Руда здесь
добывается открытым способом в карьере.
А там взрывные работы. Действительно,
дальше по дороге есть горнолыжный
центр, но свободный проезд к нему
открыт только зимой, когда пост охраны
переносят подальше вглубь. Впереди
видна гора и подъемники. Если подняться
по ним наверх, то, как мы и предполагали,
можно выйти к склону горы, спускающейся
к Кировску. Охранник предлагает нам
приехать сюда на следующий день. Будут
проходить соревнования по горному
велосипеду и проезд откроют. Кроме того
мы узнаем, что в здешних местах уже
пошли грибы. Дождь усиливается. Вести
дальше беседу не хочется и,
поблагодарив за информацию, мы
удаляемся.
Спускаемся вниз назад к перекрестку и
поворачиваем влево. По правой стороне
видим корпуса очередной апатито-нефелиновой
фабрики. На одном из корпусов лозунг с
призывом выполнить продовольственную
программу партии. Скоро справа
появляется и идет вдоль шоссе железная
дорога. А горы, лежащие с левой стороны,
постепенно отдаляются. В какой-то
момент мы минуем отворот, идущий вправо
через железнодорожные пути.
Некоторое время спустя и наше шоссе
пересекает железную дорогу. Горы опять
становятся ближе. Слева видна станция
Коашва. Вправо в направлении озер
отходят грунтовые дороги. На одну из
них сворачивает идущий пред нами "жигуль"
шестой модели. Вероятно там места
рыболовов и грибников. Наконец
проезжаем перекресток с правым
отворотом на большой горняцкий поселок
Коашва. Едем прямо и скоро упираемся в
шлагбаум. Дальше проезд только для
транспорта, работающего на руднике. Сам
рудник далеко и с дороги не виден. Зато
горы почти рядом.
|
|
Разворачиваемся. По пути дерзаем
свернуть с шоссе на левый отворот,
идущий в направлении реки Умба. Судя по
карте это грунтовка, но мы видели
асфальт (по крайней мере в начале).
Съезжаем на указанную дорогу и
минуем мост через рельсовые пути. По
прежнему асфальт вполне приемлемого
качества. Дорога почти ровная, без
крутых поворотов, и мы разгоняемся до 100
км/час. Километров через 20 после
железной дороги оказываемся у
полуразобранного автомобильного моста
через Умбу. Сооружение на капитальном
ремонте. Один железобетонный пролет
полностью снят. Но рядом временная
переправа из металлических
конструкций. Ставим машину на площадке
перед поворотом на временный мост и
начинаем осмотр местности. Для этого
забираемся на высокий железнодорожный
мост слева от шоссе. С него открывается
вид на широкую порожистую реку, текущую
по каменистой равнине, покрытой
северным таежным лесом. Лишь вдалеке у
горизонта очертания сопок. Спускаемся
вниз на берег и убеждаемся, что вода
почти идеально прозрачная. В такие вот
реки и заходят на нерест форель, семга и
другие лососи. Поразительно как
сменился пейзаж. Только что мы
наблюдали горы с редкой карликовой
растительностью, а здесь ровный, густой
и относительно высокий лес с
устремленными в небо верхушками елей.
Смотрим на карту. Если двигаться
дальше и повернуть на юг у поселка
Октябрьский, то можно в районе поселка
Умба выехать к Кандалакшскому заливу
и далее по шоссе попасть в Кандалакшу.
Как раз в те места, где мы
путешествовали в поисках каменных
лабиринтов. Карта говорит, что на всем
пути должен быть асфальт. Впрочем,
согласно атласу, двигаясь прямо по этой
же дороге, можно вдоль берега
Умбозера проехать до горняцкого
поселка Ревда и дальше до столицы
саамов поселка Ловозера.
Но эти маршруты мы оставляем на
следующий раз и, развернувшись,
направляемся в Апатиты, чтобы
посмотреть геологический парк,
информацию о котором мы почерпнули на
мурманском туристическом портале в
интернете.
Апатиты
оказываются городом более богатом и
благоустроенном чем Кировск. Видимо
основные налоги от добычи и
переработки апатитов оседают здесь. На
улице Ленина обнаруживаем центральную
гостиницу, паркуем невдалеке машину и
идем на поиски геологического парка.
Единственный ориентир, который знаем -
это памятник исследователю Хибин
академику Ферсману, открывшему здешние
месторождения. Справляемся у прохожих.
О парке никто не знает. Но путь к
памятнику удается узнать. Нам надо идти
по улице Ленина в направлении улицы
Ферсмана. Так мы доходим до площади
с круговым движением, где пересекаем
дорогу и идем влево по улице Ферсмана. В
какой-то момент по ошибке сворачиваем в
сторону и попадаем в обычный городской
парк. Наконец немного не доходя до
следующей площади (где стоит искомый
памятник, и где пересекаются улицы
Ферсмана и Бредова ) обнаруживаем
геологический парк, оказавшийся на
деле небольшой круговой дорожкой,
вдоль которой выставлены минералы.
Рядом с минералами поясняющие таблички.
Но большинство надписей стерлись и
прочесть что-либо не представляется
возможным. А жаль. Привлечением
туристов, как и историей своего города,
здесь видимо не интересуются. Иначе
такое копеечное дело, как
восстановление табличек, давно было бы
сделано. На этом наш осмотр местных
достопримечательностей закончен.
Запоминаем ориентир парка - дом 25 по
улице Ферсмана, стоящий почти напротив
на другой стороне дороги.
Купив в киоске карту города, дальше
едем смотреть здешний аэропорт. Когда-то,
читая расписание в Мурманской
авиакассе, я с удивлением обнаружил,
что аэропорт Апатит имеет связь со
многими российскими городами. Однако в
нашем атласе Мурманской области его
местоположение было ошибочно указано
где-то по дороге в Кировск. И вот на
купленной карте города мы обнаруживаем
стрелку "в аэропорт". Едем по ней.
Хорошее, но пустынное шоссе. Удивляет
отсутствие указателей. Через десяток
километров, когда начинаются сомнения
в правильности избранного пути, справа
появляются характерные контуры
аэронавигационных приборов. Проехав
еще немного, обнаруживаем само здание
аэропорта с характерной диспетчерской
вышкой. Но на въезде закрытый шлагбаум.
Аэропорт закрыт. Все. Едем в Кировск.
По пути покупаем продукты и пиво для
нас, а также немного сырого мясо для
собаки. К гостинице подъезжаем часам к
девяти вечера. Душ и ужин. За ужином
приходим к мысли задержаться здесь еще
на сутки, а следующий день посвятить
поездке в Мончегорск и Оленегорск. |